Это не только теория, но и практика работы с художественными и декоративными материалами. К нам часто обращаются с просьбами помочь в создании какого-либо декора: патинирование дерева и металла, покраска мебели под стиль «шебби», декор купюрниц для ресторана и проч.
С типичными задачами всё просто. А бывают и очень необычные просьбы, например: покрасить свечи серым лаком, разместить черные зеркала внутри шкатулки (причем, без стыков), помочь убрать липкость несохнущего лака…
Бывает, что мы справляемся, а бывает, что и нет. Но в ходе поисков и тестов подчас находятся новые творческие ходы и совершаются очень интересные открытия. Вот как, например, сейчас.
Клиент принёс нам старые виниловые пластинки (1973-1982 годов). Их бы послушать на соответствующем аппарате да поностальгировать… Так нет же, их поручено позолотить! Да ещё так, чтобы блеск металла был ярким и чистым, как при гальванике.
Гальваника
— электрохимическое осаждение каких-либо металлов на обрабатываемой поверхности (с применением постоянного тока, анодов и специальной ванны, наполненной водой, являющейся электролитом).
Главное условие для гальванирования — электропроводящая поверхность предмета. Если изделие изготовлено не из электропроводящего материала (например, виниловые пластинки), тогда его сначала покрывают тонким слоем электропроводящего материала, и затем наносят гальваническое покрытие. Толщина гальванического покрытия может варьироваться от 0,05 мкм до 0,5 мкм.
«Лучше гор могут быть только горы». Так и здесь: лучше тонкого слоя металла может быть только тонкий слой металла.
Попробуем другой способ золочения поверхности металлом — наложение листовой потали
(работают также с сусальным, каратным золотом). Кстати, странно, что нет такого термина, как «поталирование». Можно было бы его и ввести в обиход:)
Поталь представляет собой тончайшие листы металлического сплава меди с цинком (бывает и небольшой процент золота, меди и алюминия). Толщина листа составляет около 3 мкм (0,003 мм). После полировки потали на обрабатываемой поверхности толщина листа покрытия уменьшается.
СЛОЖНОСТИ и пути их решения 1. Как правильно подготовить поверхность? Поталь традиционно накладывают на хорошо и правильно подготовленную поверхность. В идеале порядок действий должен быть таким:
грунтовка, шлифовка, полировка, нанесения клея, наложение потали, полировка, защита лаком.
Согласно нашему заданию, все бороздки у пластинки должны идеально просматриваться. Поэтому слой с традиционным толстым грунтом (глиняным болюсом) отпадает сам собой. На виниловые пластинки можно нанести прозрачный грунт для работы по стеклу и керамике.
Мы не стали наносить грунтовочный состав вообще (чтобы избежать возможных артефактов в виде дополнительных следов от кисти, ворсинок и проч.). Просто обезжирили поверхность при помощи ватного диска и водки (спирта), дождались высыхания, убрали все ворсинки, смахнули пыль. Дальше дело за клеем.
При безгрунтовочном нанесении листов потали на виниловую пластинку звуковые бороздки будут отлично просматриваться. Правда, не только они, а также все возможные дефекты виниловой поверхности…
2. На что клеить поталь?Поталь приклеивается на особый клей. Он известен под разными названиями (спиртовой или водный полимент, мордан, мордант, мист, молочко, смесь для золочения, масляный клей для потали и проч.) и обладает разными свойствами (цвет, запах, время высыхания и проч.). Новичку сложно правильно выбрать подходящий для конкретной работы вид клея. Время высыхания клеевого состава колеблется от 20 минут до трёх суток или даже недели (масляный мордан). Для декора виниловых пластинок мы выбираем между спиртовым и водным полиментом.
Спиртовой состав идеально подходит для водоотталкивающих поверхностей, таких как стекло, керамика, пластик, хорошо ложится на оштукатуренные и загрунтованные стены. Такой вид полимента достаточно предсказуем в работе и не окисляет поталь в дальнейшем. Именно поэтому его часто выбирают профессиональные мастера.
Однако, спиртовой состав быстро сохнет
. Это может привести к образованию наслоений клея на поверхности. То же самое может произойти и с водным полиментом. Например, пока мы делали кадр с кисточкой и клеем (фото выше), мордан на пластинке стал высыхать. Место стыка подсохшего и свежего клея оказалось весьма заметным и в дальнейшем отразилось на результате золочения не лучшим образом (фото справа).
Тем не менее, новичкам лучше выбрать водный клей для потали
. К тому же, его можно разбавить водой, тогда его будет легче наносить ровным слоем.
Но надо иметь ввиду, что через некоторое время после окончания работы с поталью водные составы (клей, лак) могут вызвать окисление потали (образование пятен), что, конечно, печально.
Но есть и хорошая новость: это страшное «окисление» не касается листов «серебряной» потали
, потому что в их основе находится аллюминий. Поэтому для декорирования «платинового диска» мы смело использовали водный клей для золочения!
3. Чем наносить клей?
Как сделать так, чтобы мордан лёг равномерно
, тонким слоем и без видимых следов от кисти? Все эти вопросы очень важны, т.к. именно от этого этапа во многом зависит конечный результат золочения.
Варианты: наносить клей очень мягкой кистью (белка) или коротковорсым валиком. 4. Какую поталь выбрать? Поталь бывает в листах, рулонах и в виде мелкой крошки. Она может плотно держаться на подложке (трансфертная поталь) или представлена свободными листами, проложенными тонкой пергаментной бумагой.
Легче всего работать с трансфертной поталью
, которой легко управлять. Такая поталь не улетает и не рвётся, к тому же, ее можно вырезать ножницами по заданной форме. Однако она мало не подходит для золочения фактурных резных элементов.
Для золочения больших и плоских поверхностей
, как в нашем случае с виниловыми пластинками, отлично подойдёт листовая поталь. 5. Когда нужно накладывать поталь?
Принцип работы с клеем для потали по сути один: равномерно нанести состав на основу тонким слоем, выждать до состояния «лёгкого отлипа»
, осторожно наложить и разгладить поталь.
6. Как полировать?
Поскольку в нашем случае с пластинкой был исключен полноценный этап грунтовки с применением болюса, то и традиционная полировка золота агатовым зубцом здесь не подходит.
Полировка возможна простым мягким материалом
, как, например, ватный диск. Двигаться нужно строго по направлению бороздок.
7. Как защитить поталь?
Поскольку данные «золотые» и «платиновые» диски будут помещены под стекло, то дополнительной защиты не требуется.
Важно понимать, что любой лак гасит сияние потали и проявляет все мелкие огрехи, неровности и стыки.
8. Какие альтернативы?
Мы попробовали также и другие материалы для золочения (жидкая поталь, восковая паста, аэрозольная краска). Однако все они не дали такого металлического блеска и сияния, как поталь. Об этих материалах и работе с ними мы расскажем отдельно.
09.05.2018
Бесцветный клей для потали на водной основе.
Клей выпускается в упаковках 100 мл (банка) и 20 мл (тюбик).
Клей подходит для работы со всеми видами потали: листовой, в хлопьях и трансферной.
Клей для потали применяется на различных поверхностях: пластик, дерево, стекло, металл и др.
Состав:
латексная дисперсия, консервант, глицерин, загуститель.
Способ применения при работе с классической поталью
Затем осторожно наносится поталь. Излишки потали удаляются сухой мягкой кистью.
Для закрепления и защиты потали от окисления покрыть шеллачным или финишным лаком.
Способ применения при работе с трансферной поталью
С помощью кисти или из тюбика клей наносится тонким слоем на поверхность и выдерживается от 3-х до 10-ти минут (клей станет прозрачным).
Лист трансферной потали прикладывается изнаночной стороной вниз и тщательно разглаживается.
Затем быстрым движением пленка удаляется. При желании закрепить любым защитным лаком.
Меры предосторожности:
Кисти и инструменты по окончании работы промыть водой.
Хранить плотно закрытым при температуре более 5 °С.
При попадании клея на кожу смыть тёплой водой.
Беречь от замерзания!
В настоящее время широко используется водный или спиртовой клей для золочения поталью. Мастера-позолотчики уже не так часто используют водные составы, распространенным считается спиртовой клей. Для того чтобы сэкономить на материалах, для золочения используют акриловый миксион. Но стоит учитывать, что такая экономия не совсем уместна в этом деле, так как качество позолоты поталью значительно снижается. Работать с водным клеем для потали не так легко, чего не скажешь о современном спиртовом микстионе. Это можно легко объяснить, ведь для того чтобы вода полностью испарилась необходимо больше времени, чем для испарения спирта. К выбору клея для золочения необходимо отнестись очень ответственно. Виды и характеристика клея для золочения Главным компонентом клея для позолоты поталью считается клей животного происхождения, как правило, это кроликовый. Если золочение осуществляется на молочко обязательно необходимо применять защитный лак для потали. Рекомендуется использовать только профессиональный клей для золочения, так как от этого зависит конечный результат работы. Подробную информацию о том или ином клее можно узнать в интернете. На сегодняшний день в продаже можно увидеть несколько видов водно-акрилового клея для потали: водный клей, водная паста для золочения, карандаш для позолоты поталью и пигментированный водный клей. Обычный клей на водной основе средней вязкости, его не нужно разбавлять водой. Водные морданы классифицируют по времени после которого можно начинать золочение поталью. Производителями указан временной интервал – 15, 30 и 60 минут. Но помимо этого следует учитывать такие факторы как толщина слоя, характер подложки под клей и температура влажности окружающей среды, ведь от них также зависит время высыхания клея. Профессиональные позолотчики настоятельно рекомендуют просушивать клей для золочения не меньше чем 8 часов перед приклеиванием первого листа потали. Для обычного водного мордана для потали необходима хорошо выготовленная, прогрунтованная, непористая и невпитывающая подложка, так как она имеет необходимую жидкую консистенцию. Клей пигментированный для потали способен справиться с такими задачами как формирование цвета подложки под золочение, точность корректировки толщины слоя, способность избежать промазней. Водный мордан перед нанесением на поверхность имеет белый цвет, после высыхания он становиться прозрачным. Этот клей для потали цвет подложки не меняет, за счет этого появляется возможность лучше контролировать толщину слоя. Пасту для золочения поталью применяют для отделки пористых и впитывающих поверхностей, которые не имеют надежную грунтовку. Обычно такой вид золочения используют для гипсовых деталей, деревянных изделий или плохо прогрунтованных поверхностей. После золочения пастой предметы имеют матовый цвет. Мордан для потали на водной основе, который выпускают в тюбиках, карандашах или маркерах используют для художественного нанесения, предназначены для выполнения тонких работ золочения. Мастера квалифицированных компаний могут дать вам бесплатную консультацию по поводу того или иного вида золочения. Помогут определиться с выбором. Если не правильно выбрать клей для золочения, или если он будет не качественный, результат работы может разочаровать вас. Поэтому не приступайте к делу, если не разбираетесь в нем. Обращайтесь только к профессионалам. Очень важно, чтобы фирма, которая вас обслуживает, имела хорошую репутацию и лицензию на работу. Мастера должны дать вам гарантию на работу. Но если вы хотите провести золочение самостоятельно, в первый раз рекомендуется работу делать под наблюдением мастера-позолотчика, так как здесь учитываются все нюансы, даже от выбора клея зависит результат работы.
Материалы и инструменты
. Поталь . Клей для потали . Кисть для клея . Лампемзель (Лапка) — плоская беличья кисть . Ножницы . Нож позолотчика . Подушка позолотчика . Мягкая хлопковая ткань или ватный тампон . Лак защитный для потали
Подготовка основания.
Металлические основания необходимо очистить от загрязнения, пыли, жира, ржавчины и загрунтовать специальной грунтовкой по металлу или железным суриком. Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность. Нанесение фона. Цвет фона зависит от того, какого эффекта при золочении поталью нужно добиться. Для достижения, например, эффекта трещин, чтобы придать изделию старинный эффект, можно фон сделать чёрным. Поталь очень тонкая и ложится неравномерно, особенно на рельефные места, поэтому будут образовываться трещины. На черном фоне они будут видны отчётливо. Если необходимо добиться равномерной золотой поверхности, то цвет фона следует подбирать под цвет потали. Для равномерной окраски изделия его желательно покрывать краской как минимум два раза. Нанесение клея для потали. После того, как краска высохнет, можно наносить слой клея для потали. На металлические загрунтованные поверхности клей можно наносить следующим образом: сначала нанести кистью клей, подождать 5-10 мин., затем почти сухой кистью (которой наносился клей) пройтись второй раз, чтобы удалить (размазать) подтеки. После этого нужно подождать 10-15 мин. когда клей подсохнет, поверхность изделия станет липкой. Время высыхания каждого клея указано в инструкции к нему. При золочении поталью главное — нанести равномерное количество клея, не много, но и не мало, поталь может не пристать к тем участкам изделия, которые были плохо промазаны клеем. Нанесение потали. Поталь бывает трансферная (каждый лист давлением помещён на кальку или белую шёлковую бумагу) и свободная (переложенная двумя листами бумаги). В первом случае можно отрезать ножницами нужный кусок потали вместе с бумагой и перенести его на изделие. Когда поталь приклеится к изделию, бумагу можно осторожно отделить. Во втором случае из потали вырезают нужную форму на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Затем поталь берётся специальной кистью (лампемзель) и переносится на изделие. Учтите, что поталь очень тонкая и обращаться с ней нужно аккуратно и осторожно. Поталь можно разглаживать колонковой кистью, осторожно постукивать по поверхности или разглаживать. Кусочки потали, которые не приклеились к изделию, нужно собрать; ими можно покрыть неприкрытые места изделия. Когда поталь разглажена равномерно, её можно плотно прижать и разгладить тканью или ватным тампоном. Поталь наносят обязательно внахлёст. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Обработка позолоченной поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесённой основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 часов) полируют. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности — стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно. Защитный слой. Поталь может со временем подвергаться окислению и потускнеть. Чтобы этого не случилось, покрытую поверхность можно обработать защитным лаком. Лак наносится кистью. Есть виды лака, предназначенные для защиты от механических повреждений и воздействия чистящих средств. Поталь можно также покрывать специальным битумом для придания эффекта старины.
Наиболее распространенными и простыми способами золочения поталью
является позолота на водный или спиртовой клей для потали. Сейчас профессиональные позолотчики постепенно уходят от использования водного молочка, все чаще используя спиртовые микстионы. Водно-акриловый миксион (или молочко) для золочения поталью рекомендуется использовать для позолоты в технике бликовка, когда мастеру необходимо нанести клей росписью, которая задает узор золочению. Также водный клей можно безопасно использовать при упрощенном интерьерном золочении (впрочем также подойдет розовый спиртовой клей). Для остальных целей (например, золочение мебели, другие задачи с повышенными требованиями к надежности и качесту) рекомендуется использовать спиртовой или масляный микстион. Гарантированно стабильное покрытие позолотой мебели с помощью водного клея для потали получить намного сложнее, чем используя аналоги других типов. Это объясняется в первую очередь тем, что для полного испарения воды необходимо намного более длительное время, чем для спирта.
Одним из основных компонентов клея для позолоты поталью является клей животного происхождения (обычно кроликовый). Золочение поталью на молочко нужно обязательно покрывать защитным лаком для потали.
Сейчас в продаже доступны несколько видов водно-арилового клея для потали: обычный натуральный водный клей для потали, синтетический водный микстион для потали, паста для золочения поталью.
Обычный натуральный водный клей для золочения поталью имеет среднюю вязкость, не требует разбавления водой. Существует условная классификация обычных водных морданов по времени после которого можно начинать золочение поталью. Производители указываю временной интервал 15, 30 или 60 минут. Однако следует понимать, что период времени, которое необходимо дать миксиону просохнуть перед началом позолоты поталью зависит от таких факторов как толщина слоя, характер подложки под клей, температуры и влажности окружающей среды. Мы настоятельно рекомендует Вам просушивать водный клей не менее 8 часов перед приклеивание первого листа потали для получения стабильной позолоты!
Обычный водный мордан для потали требует тщательно выготовленную, прогрунтованную, непористую, невпитывающую подложку, так как имеет относительно жидкую консистенцию.
Пигментированный клей для потали выполняет такие задачи: формирует цвет подложки под золочение поталью, дает возможность более точной корректировки толщины слоя, гарантировать избежание промазней.
Вторым видом подкрашенного водного мордана ( миксиона ) для потали является состав, который до нанесения имее цвет отличный от белого, но в процессе высыхания теряет его и становится прозрачным. Таким образом, этот вид клея для потали не меняет цвет подложки, но позволяет лучше контролировать толщину слоя, легче обеспечивать отсутствие промазней.
Паста для золочения поталью используется для золочения пористых, впитывающих поверхностей без надлежащей грунтовки. Объектом позолоты с использованием пасты для потали могут быть плохо прогрунтованные, подготовленные гипсовые детали, либо деревянные изделия. Эффект от золочения пастой обычно матовый, ниже чем уровень блеска правильно выполненной позолоты на качественный обычный водный миксион (мордан, клей, молочко) для потали.
Водный мордан в виде тюбика, карандаша и маркера используется для точного, художественного нанесения, выполнения тонких работ золочения поталью.
Позолотчики Malikov studio
помогут Вам выполнить позолоту поталью .
Менеджеры Лавки позолотчика готовы помочь с выбором клея для потали и подобрать для состав, который наиболее подходит для ваших задач.
Техника покрытия предметов имитацией сусального золота (поталью) на первый взгляд может показаться дорогой и трудоемкой.
Однако в действительности все не так сложно и вполне доступно. Все, что нужно для данного вида творчества — это сама поталь, кисти, лак и специальный клеящий состав.
Виды потали и технология применения
Полноценная работа с поталью невозможна, если не разобраться в ее видах. Определенная категория подходит под специфическую работу. Если украшать изделие необходимо рукодельнице, потребуется один вид потали. При одноразовом использовании или широком производстве потребуется другая. Вид материала также определяется исходя из текстуры, которую нужно украшать.
Жидкая
Обладает ярким металлическим сиянием, состоит из пигментов, лаков, растворителей. Является хромированной краской. Используется для стекла, дерева, металлической поверхности, гипса, керамики. Жидкая поталь обладает высокой влагостойкостью, прочностью, не окисляется. По консистенции напоминает сметану, не слишком жидкая и не чрезмерно густая.
Перед тем, как работать с поталью, изделие хорошо очищают, обезжиривают с помощью спирта. Жидкий материал наносят поролоновой губкой или плоской кистью. Сначала необходимо прокрасить первый слой. Оставить его на несколько часов для полного высыхания и прокрасить второй слой. В зависимости от изделия и материала, сохнуть золотая краска может около суток. Жидкая золотая поталь наносится в несколько слоев.
Сегодня можно купить специальный аэрограф. Это распылитель для жидкой потали, который помогает наносить краску аккуратно и ровным слоем. Нанесение аэрографом имеет существенный плюс – поталь сохнет быстро, около 2 –3 часов. Идеально подходит для рукодельниц и мастеров.
Рулонная
Используется, когда необходимо наносить золотую краску на большое изделие и ровное. Продается рулоном шириной 1-15 см, длиной около 50 метров. Изготавливается на папирусной бумаге под давлением. Ей склеивают стыки, покрывают швы.
Для нанесения рулонного вида потребуется специальный клей для потали. Сначала наносится клей тонким слоем и после рулон материала, после сверху необходимо заново нанести слой клея. Для потали используется специализированный прозрачный клей на различной основе.
Листовая
Листовой материал используют намного чаще других видов. Он отлично подходит для рукоделия, мастеров, позволяет сделать золотое нанесение на любое изделие: гипс, дерево, стекло, металл, керамика, картон. Золочение поталью в данном случае выполняется по аналогии с рулонным видом. Сначала наносится клей тонким слоем, после сам материал, поверхностный слой клея.
Листовая поталь необходима, когда требуется покрыть большую поверхность. Продается материалов виде тонких пластинок, скрепленных в толстой книжечки. В одной такой книжки содержится около 15 и более страниц. Диаметр пластинок составляет 16 или 15см, имеет бронзовый, золотой или серебряный цвет.
Листовая поталь
Золочение листовой поталью производиться только после тщательного очищения поверхности. Она должна быть ровной и чистой, обезжиренной. Можно наносить грунт перед использованием потали. Для листового вида используют, как правило, масляной или водный клей. В первом случае придется ждать его высыхания около 12 часов и после наносить лист потали. Во втором случае материал можно наносить сразу же после клея.
Чтобы убрать воздушные слои и неровности, после наложения потали используют ткань. Ее накладывают сверху и аккуратно проглаживают все шероховатости. Золочение поталью продержится длительное время, если сверху покрыть изделие специальным прозрачным лаком.
Крошка
Поталь в виде крошки любят использовать мастера, изготавливающие украшения из эпоксидной смолы. Она продается в сыпучей форме, имеет часто многогранные оттенки, что красиво отражается на декоративном изделии. Часто используют такой вид для декора предмета неровного, имеющие изгибы.
Если клей водный, крошка наносится сразу на поверхность. Отличие крошки в том, что она сыпется на изделие. Чтобы поталь лучше прижилась, сверху обязательно наносят слой лака.
Трансферная
Данный вид считается многоразовым, так как золотая краска нанесена в несколько слоев на кальку, бумагу или пергамент. Тонкий лист прикладывают к изделию, пока не используется вся поталь. Практично и удобно в работе. Нередко используется у мастеров и рукодельниц. Процесс работы заключается в следующем:
- изделие обезжиривается и очищается;
- на очищенный слой наносится золотая, бронзовая или серебряная краска (не обязательно покрывать краской);
- после того, как краска высохнет, используется клей для потали;
- сверху прикладывается лист потали;
- пленку следует хорошо пригладить и снять с изделия.
Масляный
По сравнению со спиртовыми аналогами, клеи на масляной основе характеризуются более низкой силой клейкости, что создает дополнительные трудности при работе. Масляные составы отличаются повышенной требовательностью к уровню влажности и температурному режиму в помещении. При работе с ними следует тщательно следить за толщиной наносимого слоя.
Совет! Для начинающих мастеров масляные морданы не подходят, так как работать с ними достаточно сложно.
Достоинства масляных микстионов:
- после затвердевания формируют очень прочную позолоту;
- дополнительное нанесение защитных средств (шеллака или лака) для повышения износостойкости необязательно.
Масляные быстросохнущие морданы содержат ускорители — сиккативы. Обычные масляные микстионы полимеризуются долго, до 12 часов, зато в составе у них меньше примесей и больше натуральных масел.
На упаковке всегда указывается время подсыхания — это период, который нужно подождать после нанесения клея и перед декорированием первым листом потали. Количество минут будет увеличиваться или уменьшаться, в зависимости от температуры и влажности в помещении, толщины клеевого слоя, особенностей материала основания.
Совет! Если в комнате сухой воздух, то декорирование следует начать раньше, при повышенной влажности стоит изначально предпочесть быстросохнущий микстион.
Долгосохнущие продукты на масляной основе рекомендуется применять для экстерьерного декорирования в сухих и непыльных условиях, а также для золочения крупных деталей.
Обзор популярных марок
При ремонте фрикционных накладок автолюбители чаще всего отдают предпочтение 3 адгезионным составам.
«ВС-10Т»
Клей составляют специальные смолы и органические растворители. Склеиваемые детали сначала убирают в сторону до полного высыхания, лишь потом устанавливают под пресс. По внешнему виду «ВС-10Т» – это вязкая однородная прозрачная жидкость бежевого или коричневого оттенка. В состав данного клея вода не входит, что делает его стабильным, даже в случае прямого контакта с жидкостью. Также состав устойчив к воздействию большинства агрессивных сред: морская вода, спиртосодержащие жидкости, ацетон.
Клей «ВС-10Т» специально создан для надежной фиксации материалов в агрегатах, которые работают при температуре до 300 ˚С. Использовать его можно при низком давлении. Адгезив получил широкое применение для склеивания тормозных фрикционных накладок с металлической основой. Состав гарантирует высокую прочность сцепления.
«Poxipol»
Двухкомпонентный высокопрочный универсальный эпоксидный клей. Основное его предназначение – монтажные и строительные работы, но состав «Poxipol» хорошо зарекомендовал себя при склеивании и ремонте различных механизмов. После работы с ним на поверхности образуется шов. За это средство получило второе название – «холодная сварка».
Продается клей в комплекте из 2 туб:
- в тюбике с маркировкой «А» – смола;
- во втором, с обозначением «В» – отвердитель.
Также в наборе идут инструкция по применению, лопатка, пластина. Смола имеет высокую гибкость, гарантирует повышенную сцепляемость деталей. Приемлемая температура для склеивания +18…+23 ˚С.
К недостаткам клеящего состава относят:
- «Poxipol» не пригоден для работы с полипропиленом, полиэтиленом, тефлоном;
- высокая стоимость продукта;
- перед нанесением состава его сначала нужно приготовить, а затем использовать в течение 5-6 минут.
Натуральный клей продается только в специализированных магазинах.
Эпоксидная смола «ЭД-20»
Эпоксидно-диановая смола – надежная универсальная вязкая жидкость высокого качества без механических примесей. Под воздействием отвердителя, при нормальной комнатной температуре + 20˚С, превращается в неплавкий полимер.
Технические характеристики состава:
- проявляет стойкость к влиянию влаги, механическим повреждениям, воздействию щелочной, кислотной среды;
- приготовленную смесь используют в течение 30-60 минут;
- если сравнивать с акриловыми смолами – средство токсичное;
- малоэластичность – в процессе движения на поверхности, которая покрыта «ЭД-20», могут образоваться трещины;
- обладает противокоррозионными и диэлектрическими свойствами;
- обеспечивает высокую стойкость при больших нагрузках.
В промышленности используется в чистом виде. Без дополнительных компонентов состава «ЭД-20» янтарного либо апельсинового цвета.
Обзор лучших производителей и марок
К выбору производителя следует отнестись со всей серьезностью. Сейчас рынок клея для декупажа еще не так широк, не подвергается обязательному лицензированию. Поэтому велика вероятность встретить подделку. Не нужно стесняться просить подтверждающие качество сертификаты и инструкцию по применению.
Mod Podge PLAID
Mod Podge PLAID — это клей, разработанный американским производителем. Его используют для проведения наружных работ около дома. Склеивает лучше всего шифер, дерево, бетон и металл. Он является не только клеем, но и выступает в виде герметика и клея для покрытия поверхностей. Он является одним из самых сильных составов, представленных в списке. Подходит для декорирования объемных вещей большими пластинками материала. Его особенность — высыхает не менее 15 минут, нужно придерживать все это время для обеспечения лучшего сцепления.
Decola
Decola — это универсальный и эффективный клей, созданный в России. Он предназначен для работы с деревом, стеклом или металлом. Средство нельзя назвать полностью лишенным недостатков, иногда в сети встречаются отзывы о том, что с тяжелыми пластами оно не справляется. Но минимальная цена, удобство использования дают возможность использовать его начинающим рукодельницам.
La Doratura
La Doratura — клей, способный скрепить даже тяжелые поверхности. Он предназначается для проведения наружных работ, а также декупажа. Справляется с металлическими, деревянными деталями.
Art Potce
Art Potce — популярное средство, часто используемое российскими рукодельницами. Он сочетает в себе преимущества обычного клея и лака. Прекрасно справляется с поверхностями керамики, металла, дерева, картона и натурального камня. Им можно обрабатывать и поверхность изделий, так как оставляет яркий блеск. Но нельзя отметить сильную прочность клея — изделия, покрытые им, лучше поставить в качестве украшения дома, а не активно эксплуатировать.
Glitter art potch
Glitter art potch — уникальное средство, которое не только скрепляет части изделия, но и поможет украсить его. Оставляет голографические частички, наподобие мельчайших блесток.
Kerzen Potch
Kerzen Potch используется для работы с бумажными салфетками и тканями. Но основная сфера его использования — это восковые изделия. Из-за того, чтобы частички воска, которые содержатся в составе, при сгорании в воске не плавили картинку. Состав надежно склеивает части, не отдирается от поверхности свечи иди другого материала. Он высыхает за 1-2 минуты, при этом не оставляет неприятного запаха, желтых пятен или подтеков.
Порцелановый клей
Порцелановый клей используется для декорирования стеклянных, керамических и фарфоровых изделий. С его помощью украшают столовых инвентарь, сервизы. Особенность порцеланового клея в том, что его нужно обязательно сушить в специальной горячей печи не менее 90 минут. Но зато потом можно использовать тарелки, кувшины, стаканы без опасения за свое здоровья, а также легко мыть их в обычном режиме посудомоечной машинки.
«Мордан»
«Мордан» — это клей итальянского производства. Его отличительной особенностью является способность работать с водоотталкивающими поверхностями. Покрывают сусальным золотом или поталью с его помощью стекло, керамику. Стоимость клея довольно высокая, но используется для декорирования дорогих поверхностей только он (другие могут повредить недешевые материалы).
Mod Podge
Используется для работы с металлом, бетоном, деревом и шифером. Хоть и предназначен для проведения наружных работ, рукодельницы всего мира активно используют его для декупажа. Отличается особой эффективностью, сушится 15 минут.
Техника золочения поталью
1. Рисуем на заготовке узор по трафарету.
2. Макаем кисть в клей и наносим его на внутренние части узора, чем больше клея — тем более выпуклым получится рисунок.
3. Берем пленку для золочения, прикладываем матовой стороной к заготовке.
4. Нагреваем ластик, прижав к подошве утюга на 10 секунд, и тут же прикладываем его к заготовке. Если пленка приклеивается плохо — проделываем то же самое второй раз. Огрехи и неровности можно подправить зубочисткой.
5. Закрашиваем фон. Для этого берем толстую кисточку и покрываем заготовку акриловой краской, стараясь не заходить на золоченые детали. Если краска все-таки попала на позолоченный участок — ее можно аккуратно смыть мокрой ватной палочкой.
7. Берем тонкую кисть и черную краску. Аккуратно обводим контуры золоченых деталей.
9. Сушим феном.
При желании готовую поделку можно покрыть бесцветным лаком.
Как видите, золочение поталью — сравнительно легкая техника, которую можно применять для оформления различных поделок и предметов интерьера.
Это не только теория, но и практика работы с художественными и декоративными материалами. К нам часто обращаются с просьбами помочь в создании какого-либо декора: патинирование дерева и металла, покраска мебели под стиль «шебби», декор купюрниц для ресторана и проч.
С типичными задачами всё просто. А бывают и очень необычные просьбы, например: покрасить свечи серым лаком, разместить черные зеркала внутри шкатулки (причем, без стыков), помочь убрать липкость несохнущего лака…
Бывает, что мы справляемся, а бывает, что и нет. Но в ходе поисков и тестов подчас находятся новые творческие ходы и совершаются очень интересные открытия. Вот как, например, сейчас.
Клиент принёс нам старые виниловые пластинки (1973-1982 годов). Их бы послушать на соответствующем аппарате да поностальгировать… Так нет же, их поручено позолотить! Да ещё так, чтобы блеск металла был ярким и чистым, как при гальванике.
Гальваника
— электрохимическое осаждение каких-либо металлов на обрабатываемой поверхности (с применением постоянного тока, анодов и специальной ванны, наполненной водой, являющейся электролитом).
Главное условие для гальванирования — электропроводящая поверхность предмета. Если изделие изготовлено не из электропроводящего материала (например, виниловые пластинки), тогда его сначала покрывают тонким слоем электропроводящего материала, и затем наносят гальваническое покрытие. Толщина гальванического покрытия может варьироваться от 0,05 мкм до 0,5 мкм.
«Лучше гор могут быть только горы». Так и здесь: лучше тонкого слоя металла может быть только тонкий слой металла.
Попробуем другой способ золочения поверхности металлом — наложение листовой потали
(работают также с сусальным, каратным золотом). Кстати, странно, что нет такого термина, как «поталирование». Можно было бы его и ввести в обиход:)
Поталь представляет собой тончайшие листы металлического сплава меди с цинком (бывает и небольшой процент золота, меди и алюминия). Толщина листа составляет около 3 мкм (0,003 мм). После полировки потали на обрабатываемой поверхности толщина листа покрытия уменьшается.
СЛОЖНОСТИ и пути их решения 1. Как правильно подготовить поверхность? Поталь традиционно накладывают на хорошо и правильно подготовленную поверхность. В идеале порядок действий должен быть таким:
грунтовка, шлифовка, полировка, нанесения клея, наложение потали, полировка, защита лаком.
Согласно нашему заданию, все бороздки у пластинки должны идеально просматриваться. Поэтому слой с традиционным толстым грунтом (глиняным болюсом) отпадает сам собой. На виниловые пластинки можно нанести прозрачный грунт для работы по стеклу и керамике.
Мы не стали наносить грунтовочный состав вообще (чтобы избежать возможных артефактов в виде дополнительных следов от кисти, ворсинок и проч.). Просто обезжирили поверхность при помощи ватного диска и водки (спирта), дождались высыхания, убрали все ворсинки, смахнули пыль. Дальше дело за клеем.
При безгрунтовочном нанесении листов потали на виниловую пластинку звуковые бороздки будут отлично просматриваться. Правда, не только они, а также все возможные дефекты виниловой поверхности…
2. На что клеить поталь?Поталь приклеивается на особый клей. Он известен под разными названиями (спиртовой или водный полимент, мордан, мордант, мист, молочко, смесь для золочения, масляный клей для потали и проч.) и обладает разными свойствами (цвет, запах, время высыхания и проч.). Новичку сложно правильно выбрать подходящий для конкретной работы вид клея. Время высыхания клеевого состава колеблется от 20 минут до трёх суток или даже недели (масляный мордан). Для декора виниловых пластинок мы выбираем между спиртовым и водным полиментом.
Спиртовой состав идеально подходит для водоотталкивающих поверхностей, таких как стекло, керамика, пластик, хорошо ложится на оштукатуренные и загрунтованные стены. Такой вид полимента достаточно предсказуем в работе и не окисляет поталь в дальнейшем. Именно поэтому его часто выбирают профессиональные мастера.
Однако, спиртовой состав быстро сохнет
. Это может привести к образованию наслоений клея на поверхности. То же самое может произойти и с водным полиментом. Например, пока мы делали кадр с кисточкой и клеем (фото выше), мордан на пластинке стал высыхать. Место стыка подсохшего и свежего клея оказалось весьма заметным и в дальнейшем отразилось на результате золочения не лучшим образом (фото справа).
Тем не менее, новичкам лучше выбрать водный клей для потали
. К тому же, его можно разбавить водой, тогда его будет легче наносить ровным слоем.
Но надо иметь ввиду, что через некоторое время после окончания работы с поталью водные составы (клей, лак) могут вызвать окисление потали (образование пятен), что, конечно, печально.
Но есть и хорошая новость: это страшное «окисление» не касается листов «серебряной» потали
, потому что в их основе находится аллюминий. Поэтому для декорирования «платинового диска» мы смело использовали водный клей для золочения!
3. Чем наносить клей?
Как сделать так, чтобы мордан лёг равномерно
, тонким слоем и без видимых следов от кисти? Все эти вопросы очень важны, т.к. именно от этого этапа во многом зависит конечный результат золочения.
Варианты: наносить клей очень мягкой кистью (белка) или коротковорсым валиком. 4. Какую поталь выбрать? Поталь бывает в листах, рулонах и в виде мелкой крошки. Она может плотно держаться на подложке (трансфертная поталь) или представлена свободными листами, проложенными тонкой пергаментной бумагой.
Легче всего работать с трансфертной поталью
, которой легко управлять. Такая поталь не улетает и не рвётся, к тому же, ее можно вырезать ножницами по заданной форме. Однако она мало не подходит для золочения фактурных резных элементов.
Для золочения больших и плоских поверхностей
, как в нашем случае с виниловыми пластинками, отлично подойдёт листовая поталь. 5. Когда нужно накладывать поталь?
Принцип работы с клеем для потали по сути один: равномерно нанести состав на основу тонким слоем, выждать до состояния «лёгкого отлипа»
, осторожно наложить и разгладить поталь.
6. Как полировать?
Поскольку в нашем случае с пластинкой был исключен полноценный этап грунтовки с применением болюса, то и традиционная полировка золота агатовым зубцом здесь не подходит.
Полировка возможна простым мягким материалом
, как, например, ватный диск. Двигаться нужно строго по направлению бороздок.
7. Как защитить поталь?
Поскольку данные «золотые» и «платиновые» диски будут помещены под стекло, то дополнительной защиты не требуется.
Важно понимать, что любой лак гасит сияние потали и проявляет все мелкие огрехи, неровности и стыки.
8. Какие альтернативы?
Мы попробовали также и другие материалы для золочения (жидкая поталь, восковая паста, аэрозольная краска). Однако все они не дали такого металлического блеска и сияния, как поталь. Об этих материалах и работе с ними мы расскажем отдельно.
Материалы и инструменты
. Поталь . Клей для потали . Кисть для клея . Лампемзель (Лапка) — плоская беличья кисть . Ножницы . Нож позолотчика . Подушка позолотчика . Мягкая хлопковая ткань или ватный тампон . Лак защитный для потали
Подготовка основания.
Металлические основания необходимо очистить от загрязнения, пыли, жира, ржавчины и загрунтовать специальной грунтовкой по металлу или железным суриком. Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность. Нанесение фона. Цвет фона зависит от того, какого эффекта при золочении поталью нужно добиться. Для достижения, например, эффекта трещин, чтобы придать изделию старинный эффект, можно фон сделать чёрным. Поталь очень тонкая и ложится неравномерно, особенно на рельефные места, поэтому будут образовываться трещины. На черном фоне они будут видны отчётливо. Если необходимо добиться равномерной золотой поверхности, то цвет фона следует подбирать под цвет потали. Для равномерной окраски изделия его желательно покрывать краской как минимум два раза. Нанесение клея для потали. После того, как краска высохнет, можно наносить слой клея для потали. На металлические загрунтованные поверхности клей можно наносить следующим образом: сначала нанести кистью клей, подождать 5-10 мин., затем почти сухой кистью (которой наносился клей) пройтись второй раз, чтобы удалить (размазать) подтеки. После этого нужно подождать 10-15 мин. когда клей подсохнет, поверхность изделия станет липкой. Время высыхания каждого клея указано в инструкции к нему. При золочении поталью главное — нанести равномерное количество клея, не много, но и не мало, поталь может не пристать к тем участкам изделия, которые были плохо промазаны клеем. Нанесение потали. Поталь бывает трансферная (каждый лист давлением помещён на кальку или белую шёлковую бумагу) и свободная (переложенная двумя листами бумаги). В первом случае можно отрезать ножницами нужный кусок потали вместе с бумагой и перенести его на изделие. Когда поталь приклеится к изделию, бумагу можно осторожно отделить. Во втором случае из потали вырезают нужную форму на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Затем поталь берётся специальной кистью (лампемзель) и переносится на изделие. Учтите, что поталь очень тонкая и обращаться с ней нужно аккуратно и осторожно. Поталь можно разглаживать колонковой кистью, осторожно постукивать по поверхности или разглаживать. Кусочки потали, которые не приклеились к изделию, нужно собрать; ими можно покрыть неприкрытые места изделия. Когда поталь разглажена равномерно, её можно плотно прижать и разгладить тканью или ватным тампоном. Поталь наносят обязательно внахлёст. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Обработка позолоченной поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесённой основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 часов) полируют. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности — стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно. Защитный слой. Поталь может со временем подвергаться окислению и потускнеть. Чтобы этого не случилось, покрытую поверхность можно обработать защитным лаком. Лак наносится кистью. Есть виды лака, предназначенные для защиты от механических повреждений и воздействия чистящих средств. Поталь можно также покрывать специальным битумом для придания эффекта старины.
Всем привет, дорогие читатели блога.
Сегодня я хочу рассказать вам, что такое поталь как работать с ней и какие материалы применяются для золочения.
Вот только вчера завершила работу над очередными часами. Чего только я не использовала для декора! Там и декупаж, и трафарет, и различные цвета красок, ну и завершающим штрихом стало золочение. А точнее имитация неравномерного золочения поталью. Вам тоже нравится эффект позолоты? Тогда вам будет интересно.
Поталь — это очень тонкая золотая фольга для имитации золота. Она дает удивительную возможность украсить интерьер дома позолоченным декором, привнести ему богатства и роскошь. Ведь ее практически не отличить от сусального золота, она прекрасно смотрится как на ровных поверхностях, так и на декоративных элементах сложной формы.
Золочение выполняется на подготовленной поверхности перед наклеиванием картинок.
Плоской кистью нанесите мордан на водной основе без пропусков и подтеков на участки поверхности, где предполагаете делать золочение.
Для неравномерного золочения поталью, как в данном случае, нанесите клей на поверхность при помощи губки тампонирующими движениями.
В течение 15- 20 минут (в зависимости от характера поверхности, толщины слоя и производителя) он приобретет необходимую липкость, и можно приступать к работе.
Как наносить поталь?
Аккуратно приложите на обработанные участки листы потали. Учтите, листы очень тонкие, брать их руками не рекомендуется — они могут порваться или прилипнуть к пальцам.
Лучше воспользоваться пинцетом или надеть матерчатые перчатки. Кусочки листа удобно переносить на декорированную поверхность наэлектризованной плоской кистью. Чтобы наэлектризовать кисть, потрите ее о руку или синтетическую ткань.
Поталь в хлопьях просто насыпьте на клей плотным слоем. Добиться идеального золочения в домашних условиях нелегко, особенно если предмет сложной формы. Специалисты используют в работе специальную широкую кисть с длинным ворсом. — лампензель.
Если вы хотите получить сплошную золоченую поверхность, воспользуйтесь листами потали. Наклеивать их надо слегка внахлест, если лист порвался, прорехи заклейте кусочками. Чтобы получить эффектную мерцающую поверхность, выбирайте поталь в хлопьях. Конечно, и хлопья можно наклеить равномерно, но это хлопотно. Не менее оригинальный эффект получается, если потали положить на чуточку высохший мордан и аккуратно разорвать кончиками пальцев.
Слегка прижмите и разгладьте поталь мягкой кистью, лучше использовать круглую (пони) или толстую косметическую для накладывания румян.
Разглаживать складки не обязательно — они создадут дополнительную фактуру. После полного высыхания клея осторожно снимите излишки потали ватным тампоном или кусочком замши. Не приклеившиеся хлопья смахните обратно в коробочку.
Используя технологию золочения на стенках шкатулки и других подобных предметах, последовательно оклейте поталью каждую поверхность, а не все сразу, иначе вы рискуете не успеть вовремя нанести поталь.
Мордан остается долгое время липким, поэтому можно работать без спешки. Время его высыхания занимает от 2 до 12 часов (в зависимости от состава). Чтобы приглушить блеск позолоты, ее можно патинировать . Возьмите на губку немного жидкого битума и осторожно нанесите на позолоченную поверхность, заполняя все углубления. Излишки битума снимите бумажным полотенцем или тряпочкой, смоченной в масле (льняное) или в воске.
Осталось покрыть позолоченную поверхность защитным лаком: шеллаком или специальным покрывным лаком для потали.
Но на этом можно не останавливаться, а пойти дальше. В декупаже часто применяется техника вживление изображения в поталь, которая дает очень интересное свечение картинке.
Спасибо что заглянули к нам, оставляйте комментарии и подписывайтесь на новости блога. Вдохновения вам в творчестве, друзья! Пока, пока.
Как сделать микстион своими руками: два рецепта
Умельцы уже много веков используют собственные секреты, чтобы приготовить мордан клей. Раньше этим искусством занимались иконописцы, они находили выход в простых подручных средствах, создавая шедевры, которые и по сей день чтут ценители.
И сегодня простой клей потали своими руками можно приготовить из того, что есть на кухне. Опытные мастера используют яичные белки, чесночный сок, сахарный сироп, крахмал и другие вяжущие средства. Мы предлагаем вам взять на заметку два самых прочных и несложных в приготовлении состава, признанные большинством декораторов.
Крахмальный клей потали своими руками
Так, понадобятся стакан воды, 70 г сахарного песка, 1/3 стакана пищевого крахмала и столовая ложка белого уксуса. Для приготовления поэтапно выполните следующие действия:
- подогрейте 200 мл воды до теплого состояния, растворите в ней сахар и доведите сироп до кипения;
- влейте в смесь уксус и тщательно перемешайте заготовку.
- жидкость нужно продержать на огне не более половины минуты;
- введите в сироп крахмал, постоянно помешивая эмульсию;
- когда полученный микстион остынет, то по консистенции он должен напоминать сметану.
Преимущества данного состава заключаются в том, что он становится полностью прозрачным и незаметным, полимеризуясь. При этом самодельный микстион из крахмала прочно фиксирует фольгу на поверхности изделий.
Сливочный мордан для потали
Так, микстион для позолоты можно приготовить и с использованием молочных сливок. Для создания клея понадобится взять 100 мл коньяка и столько же − жирных сливок.
Изначально компоненты тщательно смешивают и наносят на подготовленную под золочение поверхность. Составу дают подсохнуть 30-60 минут. По истечении данного времени пора приступать к обработке изделия блестящей пленкой.
Как склеить трансферную поталь: инструкция
Чтобы позолоченные изделия долго сохраняли свой роскошный вид, нужно правильно обработать выбранный элемент. Представляем пошаговую инструкцию о том, как работать с поталью:
- Перед началом основной работы поверхность требуется очистить от грязи и обезжирить.
- После этого обрабатываемую область и сложные детали рельефа тщательно промазывают клеем.
- Затем клеящему составу дают высохнуть некоторое время в соответствии с инструкцией.
- Далее аккуратно наносят слой позолоты. Чаще всего в обработке декоративных элементов используют удобную поталь в виде тонкой пленки с защитным слоем.
- Чтобы перенести фольгу на поверхность изделия, защитный слой снимают с одной стороны листа. После чего поталь прикладывают к обработанной клеем поверхности и разглаживают пленку специальным инструментом. В основном для этого используют художественную кисть средней жесткости или ватный тампон.
- Когда обработка закончена, излишки материала удаляют.
Чтобы защитить позолоченную поверхность от механических повреждений и продлить срок службы изделия, используют лак для потали. Профессионалы рекомендуют применять шеллак, созданный специально для металлических поверхностей.
Кроме того, для подобных целей подходят и акриловые смеси. А вот лакировочных средств на водной основе лучше избегать, чтобы пленка не окислялась.
Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе
Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей – керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.
В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:
Kolner Permacoll Size – специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.
Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.
Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах – прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.
Клей для трансферной потали Таир
– универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).
Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.
Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).
Мордан «Ferrario»
– универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.
После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.
Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки – порядка 1200 рублей.
Рецепт – как сделать клей для потали своими руками
Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.
Вот два несложных рецепта:
Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.
- Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
- Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
- Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
- После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА – после высыхания он становится практически прозрачным.
Клей для золочения на сливках и коньяке.
- Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем – клей готов.
- Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.
Как клеить – пример работы с трансферной поталью
Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):
- Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
- Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
- Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
- Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
- Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
- Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.
ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ
В настоящее время химикам и технологам удается найти альтернативный вариант – изобрести материал, по своим характеристикам и внешним данным ничуть не уступающий настоящему золоту, применяемому в декоративно-прикладном творчестве! Знакомьтесь, это – поталь…
Состаривание
Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.
Пастообразный битум — плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.
Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.
Несколько полезных советов
Для тех, кто лишь недавно открыл для себя искусство золочения поталью, напоминаем несколько простых правил. Данные рекомендации помогут достичь лучших результатов и избежать досадных ошибок в работе:
Самый простой, но важный совет в работе с клеем для потали − внимательное изучение инструкции. Даже если вы уже работали с домашними составами, все равно обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя
Обычно на флаконе детально описаны правила применения клея, тайминг работы и меры предосторожности. Накладывая поталь на художественное изделие, используйте перчатки. Деликатная фольга хорошо обтягивает основу
Однако, для полной аккуратности защитите покрытие от посторонних следов и случайных отпечатков пальцев, а кожу − от контакта с липким веществом. Если только учитесь работать с пленочной позолотой, то в целях экономии можно тренироваться на самодельных составах. Но с другой стороны − качественная промышленная смесь позволит лучше освоить тонкости работы и добиваться отличного результата без угрозы испортить поверхность.
В заключение
Если нравится выполнять искусные работы с золотой отделкой, то обязательно попробуйте профессиональные материалы. Только специальные составы позволят достичь безукоризненного эффекта декупажа.
Тем, кто хочет научиться работать с золотым покрытием или отточить свое мастерство, рекомендуем посмотреть видео инструкцию как клеить поталь:
Поталь – материал, применяющийся с декоративной целью, обладающий внешними свойствами золота. Чтобы правильно и легко работать с ним, необходимо верно подобрать клей для потали, изучить особенности материала. Существует несколько видов декора, который можно использовать на различных поверхностях, отличающихся по объему, размеру, текстуре. С помощью потали легко превратить обычный предмет декора в позолоченный, бронзовый или серебряный. Опытный мастер может создать изделие, неотличимое по внешнему виду от настоящего драгоценного металла.
Инструкция по декорированию
Рассмотрим порядок действий при декорировании на примере состава «Таир»:
- Обезжирьте поверхность.
- Если она сильно впитывает нанесенные на нее смеси, то потребуется предварительное грунтование, например, клеевым составом (повышенной впитываемостью отличаются гипс и дерево).
- На сухую и чистую поверхность при помощи кисти нанесите тонкий слой клея и оставьте на 5—10 минут для подсыхания. По истечении этого времени состав должен стать прозрачным.
- Приложите внутренний лист трансферной потали, аккуратно разгладьте его с помощью ватного тампона, а лишний клей удалите.
- Резко сорвите пленку.
- После окончания декорирования как можно скорее вымойте кисточки теплой водой.
Совет! Чтобы обеспечить позолоте защиту от окисления, покройте поверхность специальным лаком. Для этой цели подойдут Daily ART или Ferrario.
Чем заменить клейковину в выпечке. Чем можно заменить скоромные продукты в постной выпечке?
Если с постными супами, овощными рагу и кашами всё более или менее понятно, то постное тесто и вообще постная выпечка вызывают множество вопросов. Известный хлебопёк Алена Спирина попыталась ответить на главные, например, чем можно заменить яйца и сливочное масло в постной выпечке.
Чтобы понимать, как сделать постную выпечку действительно вкусной, давайте разберёмся, как влияют на качество теста продукты, которых мы лишены в пост, а веганы – всегда. Как их отсутствие сказывается на качестве готовых изделий, и чем это отсутствие можно компенсировать.Чем заменить сливочное масло в постной выпечке?В сливочном масле примерно 80% жира и 20% воды. Благодаря сливочному маслу тесто становится влажным, слоистым и объёмным. Песочное тесто становится рассыпчатым, в том числе, и за счёт пара, который образуется при испарении воды из масла. И ни один другой жир не придаст тесту тот вкус и текстуру, которая получается при использовании сливочного масла.Самая близкая, но не самая здоровая альтернатива – маргарин. Если же вы категорический противник этого продукта, то остаётся только обычное растительное масло. Что не так уж плохо, хотя оно не содержит ни воды, ни воздуха, ни эмульгаторов, способствующих удержанию большого объёма воздуха, и потому не может влиять на разрыхление теста. Зато растительное масло прекрасно обволакивает муку, не позволяя чрезмерно развиться клейковине. Да, песочное тесто, замешанное на растительном масле, не будет таким слоистым и ароматным, как на сливочном, но остаётся рассыпчатым и мягким. А разрыхлить его можно разрыхлителем.Чем заменить яйца в постной выпечке?Именно яйца отвечают за формирование структуры некоторых видов теста и являются практически единственным ингредиентом, содержащим одновременно значительное количество и натуральных загустителей (протеинов), и разрыхлителей (жиров и эмульгаторов). Кроме того, яйца можно взбить, чтобы обогатить тесто воздухом. А ещё яйца не позволяют воде отделиться от жиров.Но у нас нет яиц, поэтому о пышных бисквитах придётся пока забыть. А вот кексы вполне нам доступны, если знать, чем можно компенсировать недостаток эмульгаторов и разрыхлителей. Придется создать эмульсию принудительно, как в уксусной салатной заправке: смешать растительное масло с кислой жидкостью, например, с фруктовым соком или кофе, сиропом от варенья или фруктовым пюре.Если по рецепту кекса нужно взять пару яиц, попробуйте заменить их спелыми бананами, взяв столько же по весу: на два яйца – 100-110 г банана. Только добавляйте не просто размятый вилкой банан, а взбейте его с растительным маслом в чаше блендера или кухонного комбайна: вы увидите, какая устойчивая эмульсия получится!Сахар в постной выпечкеЧасто постная выпечка кажется слишком сладкой. Это не удивительно, потому что сахаром, мёдом, вареньем приходится компенсировать отсутствие сливочного масла и яиц. Сахар не только смягчает структуру теста, но и притягивает воду, защищая его от чрезмерного развития клейковины. Чем больше сахара вы добавите в тесто, тем мягче оно получится. Если сахара не достаточно, то структура теста не сформируется должным образом, и тесто либо не поднимется, либо поднимется и осядет. А ещё сахар сохраняет влажность готового изделия, делая его мягким и защищая от черствения.Какими могут быть варианты постной выпечкиПроще всего приготовить постное дрожжевое тесто: оно прекрасно обходится и совсем без сдобы, и с минимальным её количеством в виде хорошего растительного масла и, при необходимости, сахара. А чтобы поверхность пирога была румяной и блестящей, смажьте её крепким чаем перед выпечкой и растительным маслом – после.С рассыпчатым тестом для пирогов тоже все просто: достаточно смешать равное по весу количество растительного масла и воды и всыпать примерно в два раза больше муки, в которую добавлены соль, разрыхлитель и, для сладких пирогов, сахар. Только не вымешивайте тесто до гладкости, оно может стать грубым.Сложнее всего дело обстоит с кексами. Попробуйте найти рецепт кекса, который вам в целом понравится, и изменяйте его в зависимости от обстоятельств: используйте другую жидкость, пробуйте поиграть со вкусом масла, вносите разнообразие добавками: орехами, сухофруктами, цукатами, специями и пряностями. Или вылейте тесто для кекса на ломтики фруктов – яблок, ананасов, апельсинов – получится как бы шарлотка.Материал взят из интернета.